Историю творим мы


  Историю творим мы

В последние годы резко вырос интерес людей к альтернативной истории.Печатаются новые романы, выходят на экраны новые кино и телесериалы, бурно развиваются всё новые и новые компьютерные игры, в которых их участники могут «поиграться» в историю, изменив её ход, например, убив Гитлера ещё в 1941 году. Классикой жанра, наверное, можно считать роман Василия Аксёнова «Остров Крым», написанный в уже далёком 1979 году.

Появилось и интерактивное кино, в котором зрители могут активно влиять на судьбу героев. С чем связан интерес людей к истории вообще и к её альтернативным вариантам? Во первых, анализируя события прошлого, мы лучше понимаем настоящее и можем прогнозировать будущее. Во вторых, в последние годы, мы узнаём, в свете новых фактов, ставших достоянием широкой публики, что то, чему нас учили в школе и в университете, не всегда соответствует действительности. К тому же исторические факты и их интерпретация — это, как говорят в Одессе, — две большие разницы.

Приведу небольшой пример. В годы правления московского царя Иоанна Грозного (1547-1584) было казнено порядка 30 тыс. человек. Примерно столько же было казнено при человеколюбивом Филиппе II испанском (1556-1598). А многоженец Генрих VIII английский (1509-1547) отправил на эшафот аж 75 тыс. человек. По понятиям XVI века Иван Грозный на фоне других европейских монархов, не отличался чрезмерной жестокостью, но слава душегуба на все времена, досталась именно ему.

Современному человеку, пресытившемуся рутиной жизни с её стандартными наслаждениями: секс, деньги, алкоголь, путешествия и красивые вещи, хочется чего-нибудь новенького, способного пощекотать нервы и воображение. Отсюда и интерес: «А что было бы, если бы у Гитлера была атомная бомба в 1944 году или если бы Андропов после смерти Брежнева правил бы ещё много лет и не было бы Горбачёва с его перестройкой и распадом СССР»? Перечень можно продолжить.

Интерес понятен, но дальше что? Удовлетворим его и тут же пресытимся и снова будем искать чего-нибудь новенького, в надежде, что уж на этот раз всё будет по другому. Тщетные потуги.

Можно копаться в прошлом, которое уже нельзя изменить или фантазировать на тему: «А что было бы если бы…?» А можно творить историю будущего, возвышенного и радостного состояния всего человечества. Известный французский историк Марк Блок определил историю как «науку о людях во времени», причём на первый план выдвигал духовную сторону деятельности человека, считая, что предмет истории «в точном и последнем смысле-сознание людей».

Артур Дрекслер говорил о победителях в истории, его слова взяты мною в качестве эпиграфа статьи. Если начать создавать общество, где основными ценностями будут альтруизм, эмпатия и любовь, в истории, которую творим мы — не будет проигравших. Жить и любить в новом, светлом мире добра и гармонии будет всё человечество.