Вступительное слово В.В.Путина:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Из-за нелётной погоды мы с вами не смогли сегодня собраться все вместе, как планировали, в Калининграде. Поэтому проведём запланированную встречу и совещание в режиме видеоконференции, в режиме селектора.
Разумеется, тема остаётся той же самой – это региональные программы модернизации здравоохранения. Мы последовательно ведём эту работу – работу, направленную на развитие здравоохранения, на повышение качества и доступности медицинских услуг. Недавно сделан ещё один важный шаг: принят новый закон «Об обязательном медицинском страховании». Это действительно важный шаг — без него невозможно было реализовывать наши программы по развитию здравоохранения, о которых мы договаривались, но это в то же время означает, что мы фактически подошли к той черте, за которой нужно совершать конкретные действия. Создан на сегодня чёткий механизм обеспечения и реализации государственных гарантий на получение гражданами бесплатной медицинской помощи. Подчеркну: достойной и качественной медицинской помощи – такой во всяком случае она должна быть.
С 1 января 2011 года мы запускаем региональные программы модернизации здравоохранения. Будем приводить в порядок больницы и поликлиники, оснащать их новым оборудованием, внедрять современные технологии и стандарты оказания медицинской помощи. Появятся дополнительные возможности для увеличения заработных плат медицинских работников.
То, как на местах идёт подготовка региональных программ, недавно обсуждалось и на совещании в Иванове. Однако, учитывая важность, масштаб вопросов и проблем, которые мы обсуждаем, – мы будем ещё не раз возвращаться к этой теме. Средства, которые выделяются на эти цели, очень значительные, и они должны быть потрачены рационально. Сегодня проанализируем работу над региональными программами вместе с главами субъектов Российской Федерации. Речь идёт сегодня о Северо-Западном федеральном округе. Уделим особое внимание ситуации в Калининградской области.
Такая региональная привязка позволяет почувствовать реальные проблемы, с которыми сталкивается каждый субъект Российской Федерации. Кроме того, все мы понимаем, что Калининградская область – это всё-таки особый регион, анклав. Здесь лечебные учреждения должны по максимуму предоставлять все виды услуг, причём на самом высоком уровне, потому что выезжать за пределы порой пока неудобно да и дороговато. В прошлом году в Кал
2425
ининградской области был открыт перинатальный центр, в следующем – завершится строительство федерального центра сердечно-сосудистой хирургии.
Всего в рамках нацпроекта «Здоровье» области выделено 455,8 млн рублей. На оснащение перинатального центра из федерального бюджета выделено 635 млн рублей, на строительство Центра сердечно-сосудистой хирургии – 2,3 млрд рублей.
На средства, выделенные области в рамках нацпроекта «Здоровье», были повышены заработные платы медицинским работникам первичного звена, поставлено более 100 машин «Скорой помощи», в том числе для оказания экстренной помощи на дорогах.
Отмечу: начиная с 2005 года в Калининградской области почти на 30% выросла рождаемость и почти на 20% снизилась смертность, а среди граждан трудоспособного возраста она снизилась на 38%. Это хорошие показатели. И тем не менее значительное количество жителей Калининградской области недовольны областным здравоохранением. И я их понимаю — понятно почему.
По имеющейся информации, большинство областных медицинских учреждений нуждается в капитальном ремонте или даже в полной реконструкции. Не хватает современного оборудования, а часто и самих врачей и медицинских сестер. Регион занимает предпоследнее место в стране по обеспеченности медперсоналом. И региональная программа как раз призвана эффективно решать все эти проблемы.
В этой связи хотел бы сказать об общих системных недоработках, которые проявились в ходе подготовки программы. Посмотрел цифры по Северо-Западному федеральному округу: объём запрашиваемого регионами финансирования, федерального финансирования – более 140 млрд рублей.
Если мы — я думаю, что всем понятно — отдадим почти четверть одному федеральному округу, остальным что достанется? Во-первых, нужны реалистичные расчёты, а во-вторых, у программы должно быть адекватное региональное софинансирование.
Далее. У программы – три ключевых направления. Ещё раз их назову. Это улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, информатизация медицинского обслуживания населения и финансовое обеспечение стандартов оказания медицинской помощи. Распределение ресурсов по всем этим направлениям должно быть сбалансировано.
Что мы видим на деле? Почти 70% средств планируется направить на текущий и капитальный ремонт медицинских учреждений, на закупку оборудования, а на внедрение, скажем, современных стандартов медпомощи заложено лишь около четверти от общего объёма. Некоторые регионы вообще оставили данное направление без финансирования.
В Ненецком автономном округе, например, деньги на эти цели в программе просто не предусмотрены.
Вызывает вопросы и тот факт, что на информатизацию медицины выделяются деньги по остаточному принципу. В целом по Северо-Западному федеральному округу – лишь 4,2%.
Просил бы ещё раз внимательно проанализировать все статьи расходов, а в ряде случаев вообще переработать соответствующие разделы программы.
Также необходимо определить какие больницы и поликлиники будут отремонтированы, и какое оборудование необходимо будет закупить.
Естественно, в первую очередь надо проанализировать структуру заболеваемости, чтобы усилить возможности здравоохранения на тех направлениях, которые особенно востребованы.
Вы знаете, что в своем послании Федеральному Собранию Президент особое внимание уделил проблемам детства. 25% от общего финансирования, которое мы предусмотрели на реформу здравоохранения, должно пойти на решение проблемы обеспечения здравоохранения детей.
Вместе с тем в каждом отдельном субъекте Федерации эти проблемы решались до сих пор по-разному. И в каждом субъекте Федерации необходимы разные деньги на решение этих проблем. И тем не менее эта проблема является одной из наиболее приоритетных. Прошу на это обратить внимание.
Прошу также особое внимание уделить кадрам – подготовке и переобучению врачей и медицинского персонала, создать для медиков достойные условия работы, в том числе и по оплате труда.
Например, в Калининградской области зарплата врача зачастую в 3, а то и 5 раз ниже, чем у руководства медицинских учреждений, порой даже меньше, чем у работников вспомогательных подразделений. И, безусловно, это несправедливо!
С таким подходом нельзя сформировать крепкие и профессиональные врачебные коллективы, а значит, в конечном итоге страдать будут пациенты.
Поэтому прошу Министерство здравоохранения и соцразвития ещё раз проанализировать ситуацию с оплатой труда в системе здравоохранения как в Калининградской области, так и в целом по стране.
Давайте перейдём к обсуждению.
Слово — Министру здравоохранения и социального развития Голиковой Ттьяне Алексеевне.
Продолжение следует…