Украине сейчас необходимо реализовывать в Придунавье такие проекты, которые будут выгодны и Молдавии. Об этом пишет украинский журнал «Власть денег» (№288), анализируя ситуацию со спорным участком дороги в районе села Паланка.
«Став благодаря Украине морской державой, Молдавия тут же приступила к строительству порта в Джурджулештах. В итоге же в 2009 году был построен современный порт, мощность лишь зернового терминала у которого в два раза превышала показатели украинского Рени. И теперь даже работающий на 50% своей мощности джурджулештский порт бьет по украинским конкурентам. Вся продукция Рыбницкого металлургического завода (крупнейшее предприятие Приднестровской Молдавской Республики — прим. ИА REGNUM Новости ) (30 тыс. т) и 70% молдавского зерна (300- 400 тыс. т), шедшие через Рени, направлены в Джурджулешты. По оценкам руководства Ренийского и Измаильского портов, только за 2009 год они недополучили прибыль в размере 5,6 млн грн. из-за работы Джурджулештского порта. Грузооборот Ренийского порта упал в 2009 году на 55%. Если же совокупно подсчитать ежегодные потери Украины, то они приблизительно составят $50 млн — именно такую цифру доходов порта обнародовала в прошлом году молдавская сторона», — пишет украинский журнал.
Также издание отмечает: «Дорога Кагул — Джурджулешты обошлась молдавской казне в $70 млн, причем в эту же сумму вошло сооружение пассажирского речного терминала на р. Прут. Само по себе такое вложение средств было малоэффективным, но государственное строительство велось параллельно с сооружением порта — на деньги частного инвестора. $250 млн вложили Danube Logistics (собственник и оператор порта) и Trans Cargo Terminal (владелец зернового терминала). 80% акций Danube Logistics принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития , 20% — нидерландской компании EASEUR Holding BV. Поэтому, когда в январе 2010 года украинские парламентарии решили поиграть в защиту священных границ и поставили вопрос о денонсации соглашения об обмене территориями, их осадили даже не в Молдавии — а в ЕС, попросив особо не заигрываться».
«Все это время под боком у возводимых современных терминалов стоял готовый порт Рени. Однако сакральность статуса отечественных портов, законодательно запрещенных к приватизации, помогла молдаванам утереть конкуренту нос. А отдельная железная дорога к порту — обеспечить его загрузку. Пока в Молдавии строили, на Украине считали. Аж в 2006 году (четыре года спустя принятия госпрограммы!) ПИИ «Одесазалiзничпроект» рассчитал стоимость железной дороги Измаил — Рени, она составила $727 млн плюс еще 875 млн грн. нужно было потратить на модернизацию участка Одесса — Измаил. Выходило, что при существующих грузопотоках дорога будет окупаться 109 лет, да еще нужно учесть, что само строительство займет почти шесть лет! Немудрено, что неоднократно всплывавший в кабинетах Минтранссвязи проект по возведению прямой ветки к железнодорожному узлу Рени почил в бозе. А вот молдавский заработал в 2008 году», —
305d
подчеркивает «Власть денег».
«Теперь в Минтранссвязи не возражают против приватизации того же Ренийского порта. Вот только его привлекательность напрямую зависит от благосклонности молдавской стороны в вопросе тарифообразования. Министр транспорта и связи Константин Ефименко дал в августе с. г. поручение провести переговоры с руководством Молдавской железной дороги (CFM) о снижении тарифов для украинских грузов в порт Рени. Украинские дальше снижать некуда — они и так на уровне себестоимости», — пишет издание.
«Перед железной дорогой стоит задача модернизации, и хотя это невозможно сделать без иностранных инвестиций, вкладывать придется и деньги CFM, — цитирует журнал Виорела Кивригу , экономического аналитика Института за демократию и социальные инициативы Viitorul. — В 2009 году тариф на перевозку украинских грузов в сторону Рени был снижен в среднем на 15%, вряд ли стоит ожидать дальнейшего снижения цен».
Также издание приводит мнение политического аналитика Института евроатлантического сотрудничества Владимира Горбача : «В том, что Молдавия на Дунае переиграла Украину, нет ничего удивительного. Там терминал был построен на частные деньги, управляет им частная компания, которая установила такие тарифы и условия операции грузов, что выгоднее работать через Джурджулешты». У нас же тарифы портов до сих пор устанавливает государство».
«Существование порта в Джурджулештах и зависимость от CFM по доставке грузов в украинские порты теперь следует воспринимать как суровую реальность. И реализовывать в Придунавье такие проекты, которые будут выгодны и Молдавии, — продолжает издание. — В первую очередь это модернизация железной дороги, на которую молдаванам в течение 6-12 лет потребуется $1,2 млрд. Украина могла бы поучаствовать в модернизации тех путей, которые затрагивают украинские интересы, а взамен получить долгосрочные льготные тарифы на движение грузов. Во-вторых, нужно найти новое предназначение для дунайских портов. «Оживить дунайские порты можно только одним способом: отказаться от конкуренции с портами Румынии и переориентироваться на транзит российских грузов на Балканы, — считает Дмитрий Подтуркин , руководитель экспертной группы » Менеджмент Консалтинг Групп». — В этом случае выигрывает и молдавский порт Джурджулешты». А значит, в кои-то веки в Придунавье совпадут интересы Киева и Кишинева. К тому же Украине давно пора решиться на приватизацию дунайских портов, которые пока приносят одни убытки. Пример соседнего Джурджулешты — лишнее свидетельство неэффективности государства как собственника».
Украинское издание отмечает, что сложность подобных решений в том, что Молдавия также вошла в полосу политического кризиса и перманентных выборов, идти на экономические уступки в такое время молдавские власти вряд ли решатся. Издание ссылается на источник в МИД Украины, который в качестве примера указывает на 2009 год, когда тогдашнему министру Петру Порошенко было дано поручение президента максимально быстро уладить разногласия с Белоруссией и Молдавией: «И вот с Минском все быстро уладили, а с Кишиневом — нет. Все дело в том, что разговаривать на равных с Молдавией Украине очень трудно. Еще в 1996 году хитрый российский дипломат Евгений Примаков предложил Украине другое искушение: стать гарантом будущего статуса Приднестровья в составе Республики Молдова. И Украина перед искушением не устояла. С тех пор любое давление на Кишинев по экономическим вопросам представлялось соседней страной как политическое давление на одного из участников приднестровского конфликта. «Еще в 2005 году мы пошли на то, чтобы допустить европейских экспертов на приднестровский участок границы, — посетовал в беседе с «ВД» один из украинских дипломатов. — В мае этого года министр иностранных дел Константин Грищенко подтвердил, что Украина не будет препятствовать их работе. Любые попытки ослабить контроль над движением грузов через Приднестровье приводят к обвинениям в адрес Украины, что она теряет беспристрастность гаранта в данном конфликте (30 ноября 2005 года в результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко за поддержкой в Евросоюз была начата деятельность миссии Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине (EUBAM). Основанием для осуществления деятельности EUBAM послужили, в частности, обвинения молдавской стороны в масштабной контрабанде и нелегальном экспорте вооружений из Приднестровья. В ходе своей работы миссия не нашла подтверждений этим обвинениям. Результатом введенных 3 марта 2006 года Кишиневом и Киевом при поддержке ЕС новых правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровья — прим. ИА REGNUM Новости )».
«Дипломаты признают, что это — следствие особых румыно-молдавских отношений. Румыния либо сама, либо устами ЕС блокирует любые попытки Украины оживить порты Придунавья в ущерб Молдавии. Ну а Кишинев платит тем же, поддерживая Румынию в экономическом конфликте вокруг канала Дунай — Черное море. Молдавии незачем форсировать события: ситуация в Придунавье ее полностью устраивает, а в случае давления в приднестровском вопросе вступится ЕС. Поэтому действовать придется самой Украине, крепко держа в руке те крохи от пряника, который еще 13 лет назад казался Молдавии таким лакомым», — подводит итог издание.
Справка ИА REGNUM Новости : В соответствии с договором от 1999 года об обмене территориями Молдавия получила от Украины участок берега на Дунае для строительства Джурджулештского порта, а сама, в свою очередь, пообещала передать Украине участок автодороги в окрестностях села Паланка и земельный участок, по которому она проходит. Впоследствии дорогу Кишинев передал, а земельный участок — нет. В феврале 2010 года тогдашний министр иностранных дел Украины Петр Порошенко заявил, что в течение месяца Молдавия, возможно, завершит передачу Украине участка автодороги. В то же время официальные представители Кишинева и после этого неоднократно заявляли, что земля в районе молдавского населенного пункта Паланка неотчуждаема от молдавской территории и не будет передана Украине. В конце июня 2010 года в ходе прошедших в Кишиневе молдавско-украинских консультаций внешнеполитические ведомства двух стран пришли к согласию по территориальному спору, договорившись «в ближайшем будущем установить и определить на местности границы переданного участка». 15 ноября украинские власти демонтировали на молдавско-украинской государственной границе пограничные знаки N0608 и N0609, расположенные на украинской стороне близ села Паланка, в связи с чем МИД Молдавии 17 ноября выразил «глубокую обеспокоенность» и потребовал объяснений. МИД Украины в свою очередь 18 ноября заявил, что украинские пограничники просто исправили ошибку, допущенную при демаркации границы с Молдавией. «Во-первых, мы исходим из того, что в соответствии с двусторонним соглашением, участок автодороги в районе населенного пункта Паланка должен быть передан в собственность Украине, включая землю под дорогой», — заявил пресс-секретарь МИД Украины Олег Волошин . Что касается ситуации с пограничными знаками, то Украина, по его словам, действовала не только в рамках двусторонних соглашений, но и после серии уведомлений Молдавии о планах демонтажа этих знаков. «Это связано с тем, что в 2005-2006 годах украино-молдавская рабочая группа по демаркации совершила две ошибки в определении места установки пограничных знаков — № 0608, 0609», — пояснил Волошин. В то же время Госпогранслужба Украины 18 ноября заявила, что перенос погранзнаков на украино-молдавской границе вызван «техническими вопросами». 24 ноября еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле заявил, что ЕС готов обеспечить техническую экспертизу для облегчения диалога о границе между Украиной и Молдавией. Он, в частности, подчеркнул, что вопрос о границе между Украиной и Молдавией в районе села Паланка должен решаться путем переговоров, а не односторонних действий на границе.