Официальный Минск не может предоставить Литве долгосрочные гарантии бесперебойных поставок венесуэльской нефти через Клайпедский морской порт, поэтому подписание соглашения о транзите находится под угрозой срыва. Об этом сообщил генеральный директор нефтяного терминала Klaipedos nafta Рокас Масюлис в интервью литовской газете «Республика», сообщило 1 декабря информагентство БелаПАН.
«Переговоры зашли в тупик. Ни одна из сторон не желает изменять свои требования. Нашим ключевым требованием являются долгосрочные гарантии бесперебойных поставок. Наши позиции по ценам также различны», — прокомментировал генеральный директор нефтяного терминала Klaipedos nafta Масюлис ход белорусско-литовских переговоров о транзите венесуэльской нефти через Клайпедский морской порт.
Масюлис пояснил, что договор о долгосрочных бесперебойных поставках является ключевым условием организации поставок, которые без такого договора слишком усложняют технически процесс перевалки нефти: «подготовка к этому занимает почти месяц, и еще один месяц нужен, чтобы вернуться к прежнему режиму». «Без гарантий бесперебойных поставок мы рискуем потерять доходы. Когда терминал работает на полную мощность, не очень хорошо прыгать от одного клиента к другому, особенно если вы зарабатываете столько же или меньше», — заявил генеральный директор нефтяного терминала Klaipedos nafta.
«Я бы очень хотел подписать соглашение уже в этом году. Тем не менее, я не могу гарантировать это», — отметил Масюлис.
Он также сообщил, что переговорам белорусской стороны с клайпедским нефтяным терминалом препятствуют переговоры белорусской стороны о транзите нефтепродуктов с латвийскими портами.
29 октября премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс заявлял, что нефтетерминал Klaipedos nafta нуждается в гарантиях поставки нефти из Венесуэлы. Этот вопрос, по его словам, являлся единственным препятствием для транзита венесуэльской нефти через Литву, поскольку политическая договоренность уже существует, уточняет БелаПАН.
Как сообщало ИА REGNUM Новости , инициатива перевалки венесуэльской нефти через нефтетерминал Klaipedos nafta исходила от официального Минска и неоднократно обсуждалась как на высшем государственном уровне, так и на уровне менеджеров компаний. Согласно достигнутым договоренностям между Белоруссией и Литвой, соглашение о транзите венесуэльской нефти через Клайпеду должно было быть подписано до 1 ноября.
Klaipedos nafta работает с предприятиями и использует все свои мощности, которые позволяют осуществлять перевалку около 7 млн тонн нефти в год. Партнерами компании являются Orlen Lietuva, Somitekno, «Трансхема» и » Газпром «. Более 50% всего грузооборота Klaipedos nafta составляет экспорт НПЗ Orlen Lietuva, между ними в последнее время обострились противоречия.
Напомним также, что 1 декабря МИД Белоруссии направил в МИД Латвии официальную ноту. Причиной такого шага является
15ae
слив латвийской компанией LatRosTrans технологической нефти из нефтепровода «Полоцк-Вентспилс». Официальный Минск считает технологическую нефть «спорной» и пытается предотвратить действия латвийской компании.
В конце ноября состоялась пробная прокачка нефти по трубопроводу Одесса-Броды в аверсном режиме с последующей поставкой на Мозырский НПЗ. По мнению ряда экспертов, украинский трубопровод может быть задействован для транзита венесуэльской нефти, которая доставляется через Украину по железной дороге.
В 2010 году Белоруссия планирует закупить в Венесуэле 4 млн. тонн нефти, а в 2011 году — до 10 млн тонн. Около 8 млн. тонн из венесуэльской нефти планируется поставить в Белоруссию на условиях своп через трубопровод Одесса-Броды. Около 1,25-2,5 млн тонн Белоруссия могла бы транзитировать через Клайпедский порт. Белорусская сторона также отработала маршрут доставки через эстонский порт Мууга.
Эксперты ИА REGNUM Новости высказывали мнение о том, что официальный Минск использует фактор транзита венесуэльской нефти как средство политического давления на правительства Литвы, Украины и Латвии. В то же время схемы поставок венесуэльской нефти в Белоруссию остаются непрозрачными.