Всё это началось со странного сюжета по каналу РТР. Сюжет был посвящен утилизации боеприпасов с предельным сроком хранения в Вооруженных Силах РФ. Действие происходило в Сибирском военном округе, на одном из полигонов в Забайкалье. В телевизионную камеру вещал очень бравый полковник, начальник службы РАВ ( ракетно-артиллерийского вооружения) Сибирского военного округа. Сразу было видно, что товарищ полковник получает выплаты, согласно приказа МО РФ № 400, так бодро и жизнерадостно он выступал перед телекамерой с хвалебными одами о «новом облике» и гениальности министра обороны. Суть его выступления сводилась к тому, что с советских времен, когда СА и ВМФ превышали 5 миллионов человек, скопилось достаточно большое количество боеприпасов, причем зачастую к устаревшим системам вооружения. Хранить их опасно, места на складах они занимают очень много, а на смену им идут новые боеприпасы, свежеизготовленные, причем для новых систем оружия. Исходя из сложившейся ситуации, министр обороны принял мудрое решение: излишки боеприпасов утилизировать.
После того, как начальник службы РАВ закончил свое выступление, в репортаже появился уже начальник инженерной службы округа, который продолжил восхвалять мудрость и дальновидность руководства Министерства обороны, но теперь, делая акцент на то, что благодаря смелым и оправданным решениям подчиненные ему саперы получили возможность попрактиковаться и получить живые навыки обращения со взрывчатыми веществами. Далее в репортаже начало происходить что-то странное: солдаты активно перегружали ящики с различными видами боеприпасов из грузовиков в яму, а сами ящики обкладывали упаковками тротила. После того, как работа была завершена, военнослужащие отошли на безопасное расстояние, после чего по команде был произведен подрыв. В воздух взметнулся гриб взрыва, а по полигону пошла гулять взрывная волна.
Теперь уже телезрителям стало понятно, каким образом началась утилизация боеприпасов в ВС РФ. Если кто-то считает, что это единичный случай, то он глубоко ошибается. Боеприпасы подрываются каждый день, на большинстве полигонов ВС РФ, по всей территории Российской Федерации. Подрываются тонны боеприпасов. И завершение утилизации боеприпасов ожидается не ранее 2014 года. Так что еще 4 года над всей территорией РФ будут звучать взрывы.
Так почему же сложилась такая странная ситуация? Откуда в ВС РФ столько боеприпасов, что их уже нельзя хранить, а необходимо подрывать? Есть ли другие способы утилизации? Возникает еще больше вопросов, так что есть необходимость в том, чтобы получить на них ответы.
Система обеспечения и хранения боеприпасов досталась Вооруженным Силам РФ в наследство от Советской Армии. Создавалась она в расчете на большую мобилизационную армию и полностью удовлетворяла потребности СА. В основе системы лежал принцип того, что в первые дни и недели конфликта
482c
поставок с заводов не будет, армии придется воевать наличными запасами боеприпасов, кроме того, в предвоенный период армия за счет мобилизации возрастет многократно, следовательно, боеприпасов необходимо заложить с запасом на разворачиваемые части и соединения. Но при создании складов необходимо учитывать и такую особенность: в начале конфликта эти склады могут быть уничтожены целенаправленным ударом авиации противника, исходя из этого, склады надо вывести за радиус или на предел радиуса действия авиации вероятного противника. Но в таком случае увеличивается расстояние между складами и частями и соединениями, а это приводит к увеличению нагрузок на автомобильный и железнодорожный транспорт, который осуществляет перевозку. Вот тут-то и появляется такой термин как «эшелонирование». Эшелонирование — это разделение запасов материальных средств, ГСМ, а также боеприпасов по уровням, а также складирование этих запасов на каждом уровне. Нижний уровень этой системы — это склады в воинских частях, на них хранятся боеприпасы на мероприятия боевой подготовки, а также на все части и подразделения воинской части на несколько суток боевых действий. После начала боевых действий боеприпасы полностью раздаются частям и подразделениям, пополняются же склады в воинских частях за счет складов в соединениях. Склады соединений — это уже следующий уровень эшелонирования, на них хранятся боеприпасы для частей, которые входят в соединения, а также дополнительные запасы, за счет которых идет восполнение израсходованных боеприпасов в подчиненных частях. По такому же принципу организованы армейский и фронтовой уровень эшелонирования. Кроме того, в масштабе Вооруженных Сил создаются склады прямого подчинения командованию Вооруженных Сил. Необходимо также отметить, что армейские, фронтовые, а также склады воинских частей подвижны. Так как линия фронта смешается, от складов требуется подвижность, которая позволит размещать склады так, чтобы осуществлять своевременный подвоз боеприпасов в полном объеме. Для обеспечения перемещения складов привлекается автомобильный транспорт из состава полковых рот, дивизионных батальонов, а также армейских и фронтовых бригад материального обеспечения.
Но любой боеприпас имеет срок хранения, по истечении которого его эксплуатация становится опасной. И дело не только в простых патронах к стрелковому оружию, а также в снарядах для наземных артиллерийских систем и танковых пушек, а в более сложных боеприпасах, таких, как ракеты ПТУР, РСЗО, ЗУР, ОТР и так далее и тому подобное. Поэтому существует такое понятие, как освежение запасов, когда боеприпасы с истекающим сроком годности либо расстреливаются в процессе боевой подготовки, либо возвращаются на завод для их утилизации. На место этих боеприпасов приходят новые. Почему боеприпасы возвращают на завод либо арсенал? Да по той причине, что на их создание затрачены цветные металлы, порох капсюля, различные взрыватели, и это только в боеприпасах для стрелкового оружия и артиллерии. Не все это непригодно для дальнейшего использования по истечении срока годности боеприпаса. Цветные металлы легко переработать, а взрыватели перезарядить. Такое восстановление известно обладателям охотничьего оружия. Уже отстрелянные патроны легко перезаряжаются в домашних условиях. И это, не говоря о таких сложных изделиях, как уже приведенные выше, в качестве примера, ракеты. В их состав входят сложные электронные устройства, которые возможно эксплуатировать после восстановления.
Освежение запасов проводится не так часто, как кажется на первый взгляд. Современные боеприпасы идут в герметичных упаковках (цинковые ящики для стрелкового оружия, контейнеры для ракет и т.д.). Эта упаковка надежно бережет боеприпасы от воздействия окружающей среды. В среднем срок хранения цинка со стрелковыми боеприпасами — 15 лет, а ракет — до 10 лет.
Система обеспечения и складирования боеприпасов в СА подверглась проверке в боевых условиях только один раз — во время боевых действий на территории Афганистана. Вся система снабжения 40-й ОА была организована согласно наставлений и требований боевых документов СА. В составе 40-й армии были созданы армейские склады РАВ, а в каждом гарнизоне были созданы склады для снабжения частей, расположенных в них. Для обеспечения армии привлекались не только склады ТуркВо, но и непосредственно поступали боеприпасы с заводов, минуя фронтовое (окружное) звено. Система показала свою жизнеспособность, но, увы, в ходе боевых действий выявились и ее слабые стороны, которые значительно снижали ее эффективность. Во-первых, 40 Армия имела на вооружении большое количество различных систем вооружения с различными боеприпасами, которые между собой были не унифицированы. Такая ситуация привела к тому, что из-за огромной номенклатуры требовавшихся боеприпасов не всегда получалось четко и грамотно, не упустив всех позиций, заказывать эти боеприпасы. Также возникали сложности с хранением и транспортировкой боеприпасов. Так, после того, как на вооружения ОКСВА прибыли БМП-2, выяснилось, что на окружных складах есть только боеприпасы для пушек БМП-1, а не для БМП-2. Снаряды для БМП-2 требовались в огромном количестве, поэтому было принято решение не создавать запасы на складах ТуркВо, а сразу передавать их напрямую с завода в 40 ОА. И так было не только с БМП-2, в 40-ю армию огромным потоком шли различные боеприпасы для артиллерии, инженерные боеприпасы для систем, которых не было на вооружении в ТуркВо.
Такая же точно ситуация сложилась в масштабе всей СА. Из-за того, что на вооружении было много разнообразного вооружения и военной техники, которая была предназначена для решения одних и тех же задач, сложилась сложная ситуация с оснащением их боеприпасами.
Выводы по итогам войны были сделаны, но вот реализовать их не получилось. В 1991-м году СССР прекратил свое существование, началась дележка наследия СА между вновь появившимися независимыми государствами. В 1993-м году раздел в основном завершился и началось формирование ВС РФ. Понятно, что находясь в сложных условиях, Вооруженные Силы РФ не предприняли никаких действий по реорганизации системы обеспечения боеприпасами. На это банально не было денег, тем более, что на складах было огромное количество боеприпасов, рассчитанных на 5 миллионную СА, а также на вновь разворачиваемые части и соединения по мобилизации. Количество боеприпасов значительно превышало потребности ВС РФ на ближайшие 10 лет. Начавшиеся боевые действия на территории Чечни не уменьшили количество боеприпасов.
Но за видимым благополучием скрывались огромные проблемы. В 1999-м году, перед началом боевых действий во 2-й Чеченской кампании, выяснилось, что более 30% наличных на складах боеприпасов для стрелкового оружия требует освежения, более 50% танковых снарядов также требует освежения. Еще более печальная ситуация сложилась с ПТУР и ЗУР — их обновить требовалось на 90%!. Нельзя сказать, что освежение запасов не производилось, все возможное руководством ВС РФ делалось, но финансовые возможности не позволяли в одночасье обновить запасы. Кроме того, еще одной проблемой стало наличие на складах большого количества боеприпасов для снятых с вооружения систем вооружения. К примеру, на складах ЗабВо хранились снаряды для пушек танков Ис-2, Т-34-85, орудий М-46 и т.д. Эти боеприпасы требовали немедленной утилизации.
К 2003 году боевые действия в Чечне позволили расстрелять большую часть боеприпасов с истекающим сроком годности. В 2005 году впервые промышленность приступила к утилизации старых боеприпасов в достаточном количестве. Началось освежение запасов. Но проблем было еще очень много. Боеприпасы с истекшим сроком годности для образцов вооружения и военной техники, снятых с вооружения, составляли почти 40% от наличных на складах боеприпасов. Темпы их утилизации были низкими, тем более, что их утилизацией занимались не на заводах-изготовителях, а на арсеналах МО РФ. Так было еще во времена СССР, но на арсеналах шла утилизация в основном стрелковых боеприпасов и боеприпасов для наземных артиллерийских систем и танковых. Теперь же арсеналы утилизировали почти все. На многих арсеналах скопилось большое количество цветных металлов и других продуктов утилизации. Между заводами-изготовителями боеприпасов и МО РФ не существовало четко оговоренных обязательство по приему и сдаче продуктов утилизации, что позволяло совершать хищения как со стороны представителей МО РФ, так и заводов-изготовителей.
Не изменило эту ситуацию и назначение на должность министра обороны РФ А. Э. Сердюкова. Казалось бы, опытный финансист, специалист в налоговых преступлениях и «черных» финансовых схемах без труда бы разобрался в хитросплетениях взаимоотношений между МО РФ и заводами-изготовителями боеприпасов. Тем более, что утилизация боеприпасов, может при правильной постановки вопроса приносить неплохие деньги за счет продажи цветных металлов.
Министр обороны сразу принялся за дело. Но решения его были очень специфичными. Заводы-изготовители были полностью исключены из системы утилизации. Теперь все задачи по утилизации боеприпасов были возложены на арсеналы МО РФ, кроме того в системе МО РФ было создана унитарное предприятие, которое и занималось продажей полученных при утилизации цветных металлов. Продажа осуществлялась не заводам-изготовителям боеприпасов, а гражданским сторонним фирмам. При этом из бюджета РФ выделялись деньги и средства на изготовление боеприпасов и закупку необходимых для этого средств. Ситуация складывалась парадоксальная: за счет денег бюджета Министерство обороны закупало у заводов-изготовителей боеприпасы по рыночной (именно рыночной) стоимости. А потом, уже никем не учтенные, кроме МО РФ, цветные металлы реализовывались по сниженным ценам, а доход от этого шел не государству, а опять Министерству обороны. Что тут сказать — «Золотое дно»!
Самое интересное, что передавая заводам-изготовителям боеприпасы на утилизацию, как во времена СА, стоимость закупки боеприпасов можно было значительно снизить, что сэкономило бы деньги государства.
В конце 2008 года в ВС РФ начался переход на «новый облик», при этом расформировывались ряд частей и соединений, остальные части и соединения переходили на новый штат. В результате реформы к концу 2009 года в ВС РФ опять оказались в ситуации 1993 года, опять огромное количество складов (оставшихся от расформированных частей, соединений и объединений), а на этих складах огромное количество боеприпасов, которые требовали немедленной утилизации. Учитывая то, что МО РФ всеми способами борется за сокращения количества военнослужащих, которые вне боевых частей, то понятно, что надо было что-то делать.
Выход из сложившейся ситуации был ясен, необходимо было начать немедленную утилизацию боеприпасов, что позволило бы разгрузить склады. При этом цветные металлы и прочие продукты утилизации надо было передавать заводам-изготовителям, что позволило бы сократить расходы на изготовление новых боеприпасов. Но внезапно на полигонах начали греметь взрывы, и излишки боеприпасов стали взрывать. Понятно, что при подрыве речи о каких-либо остатках не идет, кроме осколков, разбросанных по всему полигону.
Почему так? Ответ кроется в событиях ноября 2009г. в городе Ульяновске. Тогда в результате неправильного хранения произошла детонация боеприпасов. События вызвали сильный общественный резонанс, который привел к тому, что в события вмешался лично президент РФ Д. А. Медведев. Но истина так и осталась скрытой от обывателей. Взрыв произошел на территории арсенала, да вот только на складе, в котором хранились порох, цветные металлы и прочие материалы от утилизации боеприпасов. И склад не входил в состав арсенала и не подчинялся его командиру, а принадлежал унитарному предприятию, которое и продавало эти материалы сторонним предприятиям. В уголовном деле, которое было возбуждено по материалам взрыва, есть акт передачи материалов, полученных в ходе утилизации боеприпасов, компании для их дальнейшей реализации. После этого унитарное предприятие свою деятельность прекратило, также прекратило свое существование и система утилизации боеприпасов в арсеналах. Но боеприпасы утилизировать надо, но где? Проще их взорвать — и риска меньше, и соблазн пустить материалы «налево» минимальный. Вот только какой ущерб государству принесет такое решение, даже страшно подумать: ведь сколько миллиардов рублей просто уничтожается, хотя их можно было бы сохранить, пустив боеприпасы в переработку. Самое страшное заключается в том, что взрывают не только стрелковые и артиллерийские боеприпасы, а еще и ракеты ПТУР, ЗУР и т.д.
Есть еще и другая причина, по которой такими темпами уничтожают боеприпасы. Уже сейчас идет сокращение гарнизонов, с последующей реализацией освобожденных помещений: понятно, что продать склад с хранящимися на них боеприпасами не получится, вот и спешат избавиться от них. Ведь по планам МО РФ, к 2015 году количество гарнизонов должно сократиться в 30 раз.
Вот и гремят взрывы каждый день и не по одному разу. Так, к примеру, только на одном полигоне бывшего СибВо, а ныне Оперативного командования «Центр», взрывают до 10(!!!) тонн боеприпасов ежедневно. От взрывов в домах военного городка, да и не только городка, также и близлежащего города, вылетают стекла. На действия командования части в военную прокуратуру гарнизона уже несколько раз поступали жалобы. Выяснилось, что из-за воздействия взрывной волны в фундаменте домов появились трещины. Но это никого не останавливает. И такая ситуация не только в одном гарнизоне, а в нескольких с еще более сложными последствиями.
Самое смешное то, что количество боеприпасов, поступающих с заводов-изготовителей, увы, не говорит о такой радужной ситуации, как рисует ее МО РФ. В МО РФ так и не появилось серийных образцов вооружения и военной техники, для которых бы потребовались совершенно новые боеприпасы в огромных количествах. И все, что сделало МО РФ, это развалило систему утилизации боеприпасов, продало склады, при этом нанеся государству ущерб, стоимость которого сложно оценить. При этом в системе обеспечения ВС РФ боеприпасами, а также их хранения так и не появилось положительных сдвигов.