Заместитель муфтия Татарстана: «В республике действует эшелонированная оргструктура ваххабитов»
В Татарстане сложилась устойчивая эшелонированная оргструктура, ответственная за пропаганду салафизма. Об этом заявил заместитель муфтия Республики Татарстан Валиулла Якупов во время научно-практической конференции, посвященной 20-летию деятельности Центра исламской культуры «Иман».
Помимо традиционных в таком случае поздравлений в связи с юбилеем ЦИК «Иман», на конференции центральной темой была обозначена ситуация с ваххабизацией Татарстана. Проблему распространения нетрадиционных форм ислама в Среднем Поволжье обозначил муфтий Мордовии Фагим Шафиев, который и задал тон всей дальнейшей дискуссии. «Мусульманская умма России столкнулась лицом к лицу с исламским экстремизмом, — начал свое выступление глава мусульман Мордовии, — салафитизация мусульманской молодежи идет через обучение ее в зарубежных арабских странах». По его мнению, с идеологией салафизма бороться только силовыми методами неэффективно: «С идеологией можно бороться только идеологией», — уверен Фагим Шафиев. И такой идеологией, противостоящей салафизму, может стать традиционный ислам ханафитского мазхаба.
«Салафиты упрекают нас за то, что мы справляем сабантуи, посещаем Болгар, поем татарские песни и танцуем татарские народные танцы (с точки зрения салафизма это недопустимо — прим. ИА REGNUM Новости), но это то, что нам оставили предки, и является частью нашей традиционной культуры, с который мирно сосуществовал наш ислам», — резюмировал мордовский муфтий.
Во время своего выступления заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов (который одновременно является директором ЦИК «Иман» — прим. ИА REGNUM Новости) констатировал, что в результате многолетнего присутствия ваххабитских имамов «в главных мечетях республики» им удалось привлечь к своей деятельности многих представителей элиты Татарстана. К сегодняшнему дню ряд чиновников высокого ранга, представители банковского и бизнес-сообщества сознательно осуществляют финансирование ваххабитской проповеднической машины, выступая фактическими соучастниками терроризма. «В этой связи для достижения мира в республике необходим учёт наличия сложившейся лоббистской, финансовой и административной группировки, инкорпорированной в состав ваххабитского холдинга», — заявил Валиулла Якупов.
Описание структуры салафитского сообщества в Татарстане дал имам мечети «Зайнулла» из поселка Царицыно в Казани Сулейман Зарипов. По словам Зарипова, эта структура состоит из четырех категорий людей и больше напоминает пирамиду. Первую группу составляет элита мусульманской уммы Татарстана: в нее входят семь человек, которые сами находятся в структуре официальных мусульманских организаций. Они стараются заручиться поддер
1b72
жкой государства, используя свой официальный статус для создания благоприятной среды с целью распространения и укоренения салафизма в республике. Вторую категорию образуют имамы-мухтасибы, которые в районах благоприятствуют деятельности салафитов. В третью группу входят проповедники, которые непосредственно работают с населением, прихожанами мечетей, опираясь в большей степени на молодежь.
Именно эти проповедники, по данным Сулеймана Зарипова, активно выступают с критикой традиционного ислама, называя все свойственные татарам в их религиозной практике обряды «нововведением», а значит не соответствующими «чистому исламу». И, наконец, четвертую группу салафитского сообщества образует мусульманская молодежь, которая восприняла идеи проповедников. В будущем именно из этой массы выходят те, кто берется за оружие. Также, заявил Сулейман Зарипов, в Татарстане действует организация «Братья-мусульмане», которая включает тех, кто обучался в Египте. Сама организация управляется из-за рубежа.
Сотрудник Центра евразийских и международных исследований Казанского федерального университета Раис Сулейманов, выступавший на конференции, подчеркнул, что недавние события в Нурлатском районе Татарстана показали: нетрадиционные формы ислама в Татарстане далеко не являются умеренными, настроены на использование оружия, а их последователи готовы от слов перейти к вооруженной борьбе. По данным Сулейманова, сегодня в Татарстане уже три тысячи салафитов. «В настоящее время в Саудовской Аравии учатся 120 татар, которые в ближайшее время вернутся в Татарстан. Какие взгляды на ислам они привезут с собой? Многие из них наверняка станут в Татарстане имамами мечетей, и тогда салафитов будет уже не три тысячи, а 30 тысяч человек», — сообщил Сулейманов.На конференции были также намечены меры по изменению сложившейся ситуации. В частности, заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов считает, что изменить ее в пользу традиционного для татар ханафитского мазхаба можно созданием атмосферы нетерпимости по отношению к ваххабитам. Среди других мер участники конференции называли полный запрет на обучение в арабских странах, немедленную кадровую ротацию в среде духовенства. В качестве первоочередных мер предлагались снятие с постов салафитских имамов и «очистка» от них ДУМ РТ, а также поддержка ханафитски-ориентированного духовенства.
В конечном итоге, прошедшая конференция, посвященная истории двадцатилетного возрождения ислама в Татарстане, показала, что если на закате Советской власти перед духовенством республики стояла проблема преодоления атеистического прошлого, то сегодня на пороге второго десятилетия XXI века стоит цель избежать салафитского будущего.