На финише горбачёвской перестройки и на старте ельцинских реформ газета «Известия» устами своего популярного в ту пору публициста выдала мысль о том, что лжи во власти и в обществе не стало меньше. Просто большая ложь расползлась по стране, как ртуть из разбитого градусника растекается по комнате, как рассыпаются осколки разбитого стекла.
Эти образы мне запомнились. И часто всплывают в памяти в те моменты, когда имеешь дело с недобросовестной рекламой.
А этого «добра» в пореформенной России, к сожалению, располным-полна коробушка. Хотя существует Закон о рекламе РФ. И в «Статье 5. Общие требования к рекламе» конкретно сказано уже в первом пункте:
1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
И далее — по пунктам под конкретными цифрами:
3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По закону не допускается, а в обыденной российской реальности — сплошь и рядом. Вспомните сами, что мы с вами сталкиваемся с этим на каждом шагу и каждый день.
Возьмите торговые сети, даже самые крупные, даже самые известные. Далеко за пределами этих магазинов или на ближних подступах к ним — на автобусных остановках, на станциях метро и вообще повсюду, где они размещают свою рекламу, мы с вами ловимся на обещаемые нам цены. Вот именно, что ловимся! Приезжаем в магазины в надежде сэкономить и купить тот или иной товар по относительно невысокой цене. И что же мы находим? Ходим по залу, ищем, задаём вопросы работникам магазина, а они нам отвечают: этого товара нет, он был только в первый день акции. И этого товара тоже нет, хотя утром он был. Зато другие товары — аналогичные рекламируемым — вдвое дороже. Спрашивается: зачем нам, покупателям, надо было тратить время, тащиться в такую даль, когда мы могли бы купить всё это недалеко от своего дома. Да ещё и гораздо дешевле!
Вот это и есть недобросовестная реклама, потому что в ней даже мелкими буквами не прописано, что количество товара по специальным ценам ограничено.
А сколько нареканий у народа вызывала и вызывает банковская реклама! Смысл: возьмите у нас кредиты под конкретные проценты. Начинаешь знакомиться с договором — и проценты наплывают такие, что лучше такой кредит не брать. Та же история с «доступной» ипотекой. Реклама рекламой, а в конкретной ситуации едва ли не в каждом банке ипотека обрастает такими абсолютно невыгодными для клиентов деталями, что впору возмутиться, развернуться и уйти.
1984
Впрочем, можно ведь и в суд подать. На любую организацию, распространяющую недобросовестную и недостоверную рекламу. Однако на деле эту законную возможность наказать тех, кто считает нас с вами, извините, лохами, почти никто не использует. Что подтверждает письмо Л. Ю. Кочневой в редакцию газеты «Пенсионер и общество»:
«Мы с вами были и остаёмся самым великодушным народом в мире. Вот я юрист на пенсии, могла бы в любом суде расщёлкать некоторые туркомпании за их заведомо недобросовестную и недостоверную рекламу. Совсем недавно наткнулась на очередной лохотрон. Турфирма предлагает интересные путешествия в разные страны по достаточно низким ценам. Думаю: если горящие туры, то это реально, а если предложения на полгода вперёд, то это уже подозрительно. Тем не менее звоню и интересуюсь «классической Италией». По цене 9900 рублей с авиаперелётами, экскурсиями, визой. Менеджеры — сама любезность. Последний, с кем соединили, рассказывает сказку. О том, что такие цены на туры были, но теперь, их нет. Позвольте, реклама-то сегодняшняя. Но молчу. Дальше выясняется, что виза в стоимость тура не входит. А это — ещё 3450 рублей. Плюс 1200 рублей так называемый топливный сбор. Кстати, ещё один откровенный параграф главы под названием «Обдираловка». Короче говоря, выяснилось, что классическая Италия обойдётся мне не в 9900 рублей, а в без малого 20 тысяч. То есть вдвое дороже по сравнению с рекламируемой ценой. Поговорила ещё и выяснила, что с другими странами — то же самое. Лохотрон, да и только!».
Вывод напрашивается сам собой. Чтобы наша бескрайняя страна окончательно не превратилась в некое королевство кривых реклам, судиться надо, граждане! Только так мы с вами сможем умерить наглость и откровенную бессовестность тех, кто манипулирует нами, применяя недобросовестную и недостоверную рекламу. А юристу на пенсии вообще не пристало сидеть, сложа руки. Есть смысл тряхнуть профессионализмом. Ради себя, родных и близких. Ради общества!
Андрей Тюняев, главный редактор газеты «Пенсионер и общество», академик АФН и РАЕН, член Союза писателей и Союза журналистов России, лауреат Литературной премии имени А. П. Чехова.